В августе 2019 г. ФИПИ традиционно опубликовал демонстрационную версию ЕГЭ-2020 по Обществознанию. У меня возник вопрос относительно правильности ответа на задание № 10 («график»).
Без особой надежды на успех я написал письмо в ФИПИ (привожу его полностью).
«Здравствуйте!У меня предложение относительно демоверсии ЕГЭ по Обществознанию (2020 г.), а именно – по внесению определенности в логику построения задания № 10 (график).В учебниках из «официального перечня» перечислены неценовые факторы предложения. В этих перечнях отсутствует такой фактор как «увеличение/уменьшение спроса». Но при этом в официальном сборнике тестов ЕГЭ за 2019 г. (30 вариантов), изданных ФИПИ (изд-во Национальное образование) логика построения ряда вопросов исходит из того, что «изменение величины спроса влияет на изменение величины предложения». К примеру:1) задание № 10 из варианта № 11. Правильным ответом значится в том числе «1», то есть применима логика «изменение величины спроса влияет на изменение величины предложения».2) задание № 10 из варианта № 29. В ответе под № 1 специально сделан акцент «сумки из ТКАНИ», поскольку, если бы это были «сумки из КОЖИ» – то это бы означало увеличение спроса на кожаные сумки и, как следствие, увеличение предложения на кожаные сумки.В демоверсии по Обществознанию за 2020 г. вариант «снижение возраста получения водительского удостоверения» не отмечен, как фактор повышения предложения легковых автомобилей. Вместе с тем, если «водительские права» начнут выдавать в 16 лет – очень много молодых людей сдадут на права в 16 лет и предпримут все возможные от них усилия, чтобы купить хоть какую-то машину. Ни для кого не секрет, что стоимость подержанной машины сопоставима со стоимостью айфона новой модели. Не стоит забывать, что в обществе есть и определенный процент довольно состоятельных людей, которые покупают машины своим детям сразу же по достижению ими 18-летнего возраста. А теперь они будут покупать их сразу же по достижению 16-летнего возраста. Таким образом, спрос вырастет. А значит, и вырастет предложение автомобилей.В итоге получается:1) если опираться на «официальные тесты» – то в них имеются разночтения.2) если опираться на экономическую теорию – то тоже прийти к однозначному выводу нельзя. Сам факт влияния изменения величины спроса на изменение величины предложения не вызывает каких-либо сомнений. Но этот факт не указан ни в одном из официальных учебников, а, следовательно, применительно к «плоскости ЕГЭ» его «как бы не существует».Выражаю искреннюю надежду на то, что логика построения заданий будет унифицирована.В противном случае не представляется возможным объяснить логику построения этого задания ученикам.Спасибо.»
Я не знаю, возможно, аналогичные письма написало ещё какое-то количество российских учителей. Но удивляет и радует то, что спустя три месяца была опубликована официальная версия ДЕМО-2020 («с подписями и печатями») и в ней разработчики ЕГЭ согласились с моей логикой: ответы на задание оставили прежние, но текстовку задания поменяли на противоположную – возраст получения водительского удостоверения теперь «повысился»!!!
При неизменных ответах («1,3») текстовка задания изменилась следующим образом: