Кокориков Д.В.

ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПОСТРОЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Категория правового государства, как любое «идеальное» понятие, не поддается однозначному определению. Не прекращаются, да и вряд ли когда-либо прекратятся споры о том перечне признаков, обладая которыми, государство имеет право называться правовым. Однако существует несколько общепринятых, устоявшихся признаков правового государства, которые никем из ученых под сомнение не ставятся. Одним из таких признаков является наличие в государстве развитой системы права и верховенство закона во всех сферах жизни.

Одну из ключевых позиций в создании правового пространства занимает юридическая техника. Но какими бы не были благими намерения законодателя, без грамотного их изложения в законодательных актах они так и останутся на уровне идей. В связи с этим роль юридической техники не ставится под сомнение.

Значение юридической техники в построении законодательства правового государства имеет несколько аспектов, без усвоения которых невозможно определить пути ее дальнейшего совершенствования.

Необходимо, прежде всего, отметить, что сама история развития представлений о юридической технике определенным образом связана со становлением идеи правового государства, которая впервые возникла в эпоху античности. Интересен тот факт, что древнегреческие философы Платон и Аристотель наличие развитой государственности связывали именно с господством справедливых законов.

Новый виток в своем развитии идеи правового государства и представления о юридической технике получили в одну историческую эпоху – эпоху Просвещения. При этом прослеживается определенная связь в развитии этих, казалось бы, далеких друг от друга понятий. Первоначально, рассуждения мыслителей о качестве закона сводились к требованию об изменении исключительно их содержания, поскольку последние носили ярко выраженный сословно-классовый характер, и, следовательно, вопросы юридической техники были просто не уместны. Становление учений о правовом государстве, а также постепенная демократизация законодательства неизбежно привлекли внимание философов, а потом и ученых-юристов к тонкостям правил изложения воли законодателя в нормативно-правовых актах. Более совершенное законодательство требует и иного подхода к процессу его создания и применения. С появлением в обществе прогрессивных по своему содержанию законов государство поднимается на качественно новую ступень в своем развитии, происходит постепенное сглаживание юридически закрепленного неравенства людей, получает закрепление принцип разделения властей, усиливаются демократические начала в обществе и государстве – все это шаги на пути к правовому государству.

Далее исторический аспект формирования современных принципов права и юридической техники связаны со становлением рыночных отношений, возросшей роли парламентов, развитием многопартийности, процессов глобализации и международных отношений (конец XIX – начало XX века). Упомянутые факторы, а также многие другие, повлекли увеличение количества сфер жизни, подлежащих законодательному регулированию, что заставило законодателя мобильно реагировать на происходящие изменения. Поэтому современные государства, стремящиеся в своем развитии к идеалу правового государства, вынуждены принимать гораздо большее количество законов, чем еще в недавнем историческом прошлом. Качество принимаемых нормативно-правовых актов в связи со сказанным принимает особую актуальность.

Стоит также отметить, что наряду с увеличением количества нормативной базы, постоянно увеличивается и количество правоприменительных случаев. Знать, понимать и применять нормы права с годами вынуждено все большее в процентном выражении количество граждан. Самым главным фактором в этом плане выступило развитие рыночных отношений. К примеру, в России в настоящее время большое распространение получил институт индивидуального предпринимательства, при этом индивидуальными предпринимателями зачастую становятся люди, обладающие средним или неполным среднем образованием. Доступность, и даже простота изложения юридических документов в связи с этим принимает особую важность. При этом подчеркнем, что легкое восприятие юридических документов играет ключевую роль в понимании, осознании и, в перспективе, применении норм права. Правовое государство заинтересовано в правомерном поведении своих граждан и в повышении общего уровня правовой культуры, а правильное понимание юридических документов является неотъемлемой стадией всего правоприменительного процесса. Без этой стадии в принципе невозможны стадии последующие – осознание и применение норм права.

Безусловно, устанавливать строгую связь между такими понятиями, как правовое государство и юридическая техника  было бы опрометчиво. Но вместе с тем, между ними находится всего лишь один «посредник»  – закон. Именно он является результатом применения правил юридической техники, и он же, подобно фундаменту, лежит в основе правового государства.